Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Для чего нужна и не нужна система ЕГР?

♻Система ЕГР (EGR, AGR) в автомобиле служит для снижения уровня выброса оксида азота. Работа системы основана на замещении части кислородной смеси (воздух) на бескислородную (выхлопные газы), тем самым снижая вероятность окисления азота в цилиндрах автомобиля. Вопреки устойчивому стереотипу никакого «дожигания» выхлопных газов не происходит, только снижение количества кислорода в смеси, подающейся в цилиндры.
Поскольку выхлопные газы имеют высокую температуру, перед подачей их в цилиндры требуется охлаждение, иначе всасываемая смесь будет перегрета. Для охлаждения выхлопных газов используются жидкостные теплообменники, в которых жидкость контура охлаждения двигателя отбирает лишнюю температуру из проходящих через охладители выхлопных газов. Охладители могут быть с вентилем обхода (пропускает газы мимо охладителей на не прогретом автомобиле) и без этих вентилей, с термостатами в контуре охлаждения (для отключения протока жидкости на не прогретом автомобиле) и без них. И вентиль обхода, и термостат призваны ускорить прогрев автомобиля и раньше запустить в работу систему ЕГР.
Для регулирования количества подмешиваемых выхлопных газов используется клапан, как правило — электромагнитный. Блок управления двигателем управляет клапаном и одновременно следит за его положением через датчик положения, осуществляя коррекцию его работы.

?Условия работы системы ЕГР

Для снижения негативного влияния системы ЕГР на динамические характеристики автомобиля, скорость прогрева мотора, и качества сжигания топлива, установлены условия, рамки работы системы ЕГР:
— двигатель имеет оптимальную рабочую температуру. При пониженной или повышенной температуре система ЕГР отключается или снижает степень своего участия в смесеобразовании.
— температура всасываемого воздуха должна быть в определенных рамках. При пониженной или повышенной температуре система ЕГР отключается или снижает степень своего участия в смесеобразовании.
— система ЕГР отключается выше 3000 об/мин.
— система ЕГР отключается или снижает свое влияние при высоких нагрузках.
Дополнительные функции, выполняемые клапаном ЕГР
На клапан системы ЕГР часто возлагают еще две функции, не имеющие отношения к снижению выбросов оксида азота:
— функция сброса избыточного давления во впускном тракте при резком снижении оборотов двигателя из режима высоких нагрузок. В этот момент клапан открывается на короткое время, пока есть перепад давления от впуска к выпуску.
— функция прожига фильтра твердых частиц (DPF), если автомобиль им оборудован. При прожиге ДПФ фильтра дроссельная заслонка прикрывается, а клапан ЕГР приоткрывается, чтобы обогатить смесь и дать парам не сгоревшего топлива достичь фильтра твердых частиц.

?Типичные неисправности системы ЕГР

Как правило, неисправности касаются клапана ЕГР и его датчика положения, из-за чего блок управления двигателем не может обеспечить точное регулирование подачи выхлопных газов на впуск. Начиная с ЕВРО-4 неисправности системы ЕГР требуют немедленного устранения, так как обычно при этом ограничивается мощность двигателя. Обычно неисправности проявляют себя следующим образом:
— клапан ЕГР исправен, неисправен датчик положения клапана. Система не может определить правильное положение, но работа двигателя не страдает. При ЕВРО-3 автомобиль продолжает нормально работать, при ЕВРО-4 включается ограничение мощности
— клапан ЕГР неисправен, заклинил в закрытом положении. Двигатель не ухудшает своих характеристик, при ЕВРО-3 можно ездить, при ЕВРО-4 включается ограничение мощности.
— клапан ЕГР неисправен, заклинил в открытом или приоткрытом положении. Двигатель работает хуже, возможна потеря мощности, избыточный дым из выхлопной трубы. При ЕВРО-3 режим ограничения мощности не включается, при ЕВРО-4 включается ограничение мощности.
— протекает охладитель системы ЕГР. Часто никаких признаков, кроме снижения уровня охлаждающей жидкости без видимых подтеков. Как правило неопасно, но теоретически протечка может быть большой и вызвать гидроудар в двигателе.

?Отключение системы ЕГР

Помимо замены неисправных узлов системы ЕГР, можно частично или полностью отключить работу клапана ЕГР.
Положительные моменты отключения системы ЕГР:
— при полном отключении клапана можно забыть про проблемы с системой ЕГР, актуально для дальних поездок и автомобилей, где эта система работает ненадежно.
— улучшение реакции на педаль газа, снижение задержки при трогании и ускорении. Это происходит из-за того, что в цилиндрах всегда максимум кислорода. При работе ЕГР цилиндры заполнены смесью воздуха и выхлопных газов, и для полной отдачи требуется несколько оборотов двигателя, чтобы «выветрить» эту смесь.
— отключение системы ЕГР снижает дымность, особенно «плевки» дыма при ускорении.
Отрицательные моменты отключения системы ЕГР:
— снижение экологичности автомобиля по выбросам оксида азота (но улучшение по дымности!)
— отключение системы ЕГР требует удаления и фильтра ДПФ, если он есть в автомобиле.

?Мифы про отключение системы ЕГР

Часто можно услышать различные мнения по поводу отключения системы ЕГР:

Легенда № 1
— отключение ЕГР приводит к повышению температуры в цилиндрах и преждевременному износу двигателя. Точнее, это неправильное понимание процессов в двигателе с системой ЕГР. Как было написано выше, при высоких нагрузках, когда и возникает максимальная температура в цилиндрах, клапан ЕГР и так должен быть закрыт. Речь можно вести лишь о незначительном повышении «минимальной» температуры в цилиндрах при минимальных нагрузках на двигатель.

Легенда № 2
— отключение ЕГР приводит к ухудшению прогрева двигателя. Практика многолетнего пользования автомобилем с рабочим ЕГР и отключенным показывает, что никакой разницы в скорости прогрева автомобиля не наблюдается. Как было написано выше, на не до конца прогретом автомобиле система ЕГР практически не работает.

Легенда № 3
— отключение ЕГР приводит к нарушению смесеобразования и ухудшает параметры работы двигателя. Системы управления двигателем достаточно адаптивны, чтобы корректно отрабатывать ситуацию с отключенной системой ЕГР. Кроме того, как описано выше, есть масса условий для работы этой системы, и по факту она работает не всегда даже в штатном режиме.

Система EVAP (Абсорбер) что это? Принцип работы зачем она нужна и можно ли ее отключать?

EVAP — evaporative emission control или по нашему система улавливания паров топлива, она же вентиляция бака. При работе двигателя уровень топлива в баке снижается, соответственно для поддержания нужного давления, в бак должен поступать воздух. При заправке происходит обратная ситуация, воздух вместе с парами бензина должен выходить из бака в атмосферу, но т.к. уже достаточно давно автопроизводителям запретили выбрасывать загрязненный воздух, пришлось применять специальную систему очищающую его.
Из чего состоит система.
Состоит система из канистры с активированным углем (evap canister), клапана вентиляции (vent valve solenoid), клапана продувки (purge valve solenoid), датчика давления в баке (fuel tunk pressure sensor) и трубопроводов которые всё это соединяют.

Схема работы.
При заправке автомобиля воздух из бака проходит через канистру с углем, в котором и задерживаются содержащиеся в нем пары бензина, после чего выходит в атмосферу через вентиляционный клапан. Нормальным состоянием для этого клапана является открытое, именно с этим и связано требование глушить машину на заправке, т.к. при заведенном моторе на клапан подается напряжение и он закрывается.

Пары бензина при этом накапливаются и хранятся в канистре с углем, которую необходимо очищать, иначе пары в итоге превратятся в жидкость. Для этого в системе существует еще и клапан продувки, а также датчик давления в баке. Блок управления PCM (Powertrain Control Module) на основании показаний датчика давления, а также других параметров работы системы evap и двигателя, дает команду на продувку канистры от паров бензина, а также либо вентилирует бак если давление стало отрицательным, либо продувает если давление положительное.

Есть у системы и функция самодиагностики, позволяющая проверить насколько правильно работает вся система, герметична ли она, качественно ли она продувается, не создается ли в баке неправильное давление которое может его повредить.

Распространенные ошибки по этой системе:

0443 — проблемы с клапаном продувки — КЗ или обрыв в цепи

0449 — проблемы с клапаном вентиляции — КЗ или обрыв в цепи
0451 — неправильные показания датчика давления в бензобаке

0452 — обрыв в цепи датчика давления в бензобаке

0453 — КЗ в цепи датчика давления в бензобаке

0454 — неправильно изменяющиеся показания датчика давления в бензобаке

0442- обнаружена небольшая утечка в системе вентиляции

0446- обнаружена проблема с вентиляцией системы

0455- обнаружена большая утечка в системе

 

 

Прошивка «ЕВРО-2» помогает уменьшить расход топлива.

  • Помогает уменьшить расход топлива (при прошивке происходит незначительное, но уменьшение топливных расходов, при этом сохраняется работоспособность датчика катализатора);
  • Сохраняется конфигурация топливной карты;
  • Не меняется структура холостого хода;
  • Сохраняются отсечки.